Поход из Хребтового в Фанагорийское через Кошачью пещеру

Пост обновлен апр. 8

Прошлый пост был про ПВД, а сегодня я вам поведаю о своём крайнем многодневном походе в июле 2020 года. Маршрут был из села Хребтовое в село Фанагорийское через гору Щётка. И этот маршрут был просто великолепен! На нём было много всего интересного: 9 водопадов, 4 пещеры, изумительный грот, множество каскадов, красивые ущелья, затяжные подъёмы, крутые спуски и конечно же великолепные виды. Я назвал его "Поход по долине водопадов и пещер".

Нитка маршрута: с. Хребтовое - Тамбовская щель - Каверзинские водопады - пещера Университетская - Щётка - ручей Мащёный - пещера Кошачья - водопад Римская мостовая - пещера Большая Фанагорийская - Аюгские водопады - пещера Малая Фанагорийская - Пещерная щель - с. Фанагорийское. Протяжённость маршрута около 30 км, перепад высот примерно 650 метров. Данный маршрут на OSM-картах вы не найдёте, так как тропы до пещеры Кошачьей нету, поэтому GPS-навигаторы через неё маршрут не построят. Далее тайминг, по идее этот маршрут можно пройти за 2 дня, но мы его прошли за 3, потому как поход у нас был мажорный, но об этом расскажу далее. А пока что, вот вам скриншот с мобильного приложения maps.me, НО маршрут тут не точный, потому как на нём путь идёт в обход пещеры Кошачьей, о чём я вам рассказывал ранее. И так, начнём...

День первый.

Компания у нас была маленькая, но душевная. Нас было трое, мы старые друзья и коллеги по совместительству. В общем три АйТишника и палатка. Стартовали мы с с. Хребтовое в 7:00 примерно, а добрались мы туда на такси из Горячего Ключа, так как автобусы туда не ходят (кроме рейсовых на море - они мимо проезжают, но туристов до туда брать не хотят). Наш путь начинался от остановки общественного транспорта, её с дороги можно и не заметить, но памятник слева от неё пропустить невозможно. Оттуда идёт грунтовая дорога вдоль Тамбовской щели до баз отдыха, их там несколько. На раздвоении дороги мы свернули налево, и шли вдоль ручья Тамбовская щель. Примерно через 4,5 км. дорога закончилась, дальше идёт тропа, которая петляет по руслу ручья в ущелье. Идём по ущелью и через 800 метров мы видим раздвоение пути, нам нужно налево. НО советую сходить радиальный выход в правый приток. С раздвоения пути виден малый Каверзинский водопад, мы поднялись на него и прошли ещё метров 70-80 и нашли ещё один водопад.

Возвращаемся к раздвоению ущелья и уходим влево по Тамбовской щели, проходим 100 метров и перед нами предстаёт третий водопад, на который нам предстоит забраться.

Идём дальше по ущелью и через 700 метров видим четвёртый водопад, который мы преодолеваем.

Дальше не торопимся, тропа идёт справа от ручья. Когда ущелье будет идти поворотом на право обратите внимание на скалу слева, там вы увидите небольшой грот. Не спешите проходить мимо и обязательно посетите его, он очень интересен своими наростами похожими на бороду Дейви Джонса и не только ими. Посмотрите под ноги! Пол грота очень влажный из-за сочащихся источников с потолка, а в воде содержатся какие-то примеси (может быть кальций, но точно не знаю, не буду умничать), которые покрывают каменным налётом всё что попадает на дно грота (ветки и листья деревьев, мох, фантики, окурки и прочее), от чего они кажутся древними окаменевшими останками.

Идём дальше за поворот и перед нами предстаёт во всей красе пятый водопад - Большой Каверзинский водопад. Любуемся им и идём дальше. Слева от него есть импровизированная самодельная лесенка из веток и трос для подстраховки, с помощью которых мы взбираемся наверх и продолжаем свой путь.

Взобравшись на Большой Каверзинский водопад продолжаем свой путь и примерно через 250 метров опять выходим к развилке ручья. Слева вверх по течению цепь каскадов, справа ничего интересного. А прямо перед нами идёт в гору выдолбленная в глине и окаменевшая по той же причине что и фантики в гроте лесенка. Мы взобрались по этой "лесенке" в гору, подъём был не продолжительный, но утомительный. При пути в метров 60 перепад высот составляет 30 метров, а может и более.

Взобравшись на верх, мы вышли к месту стоянки. Со стоянки уходят две тропы: первая идёт в гору на Восток, вторая на Север - там ещё два места стоянки. Совет: выбирайте место для лагеря либо на второй, либо на третьей площадке, та, как первая это проходной двор для туристов. Но источник пресной воды находится между первой и второй площадкой. Тропу, которая идёт на север, пересекает ручей, мы идём по нему вверх по течению метров 10 и находим пещеру Университетскую, из которой вытекает этот самый ручей.

Мы шли не торопясь, долго разглядывали водопады, много фотографировали и даже останавливались покупаться в больших ямках ручья. И в итоге, точно не помню, мы пришли к месту стоянки примерно около 11 часов дня. Тут мы и остановились с ночёвкой. Вы спросите почему так рано, а я отвечу: потому что нас ждал мажорный день. У одного из участников похода на днях был день рождения и отметить мы его решили в походе. Мы положили остывать большую бутылку виски в ледяной ручей, вытекающий из пещеры, и принялись готовить шашлык... В общем хорошо провели время: ели шашлыки, пили виски, курили трубку и слушали хорошую музыку. В походы мы ходим с чувством полной ответственности, поэтому уходя со стоянки после себя ничего не оставляем кроме примятой травы. Да и той не оставили, так как на стоянке вся трава была вытоптана. Весь мусор забрали с собой.

Вечером мы познакомились с двумя ребятами с соседней стоянки, которые нас угощали вкуснейшим травяным чаем. Они шли почти таким же маршрутом, как и мы, но со стоянки на пещере Университетской они собирались идти до пещеры Большой Фанагорийской. а местонахождения пещеры Кошачьей они не знали. Узнав наши планы, они попросились идти с нами, и мы их любезно взяли с собой.

День второй.

Теперь нас в группе было пятеро, от чего идти стало веселее. Со стоянки на пещере Университетской мы двинулись по тропе, уходящей в гору на Восток. Нас ждал подъём продолжительностью в 500 метром и перепадом высот в 100 метров. Далее тропу пересекала грунтовая дрога, мы повернули на право и двигались по ней в Юго-Восточном направлении. Дорога сильно петляла то поворачивая на Запад и Северо-Запад, потом опять уходила на Юго-Восток. Наш ориентир был - вторая поляна, от развилки до неё был подъём продолжительностью 2 км 200 метров с перепадом высот в 230 метров. Дойдя до конца второй поляны, внимательно смотрите на лево и увидите в лесу старый заброшенный волок, заросший молодыми деревьями. Мы свернули в него. А дорога, которая уходит прямо ведёт до Большой Фанагорийской пещеры.

Немного пройдя, мы увидели развилку и свернули на лево. Нас ждал спуск до ручья Мащёного продолжительностью 1,5 км. По началу спуск был плавным, но потом стал сильно резким и последние метров 200 мы просто бежали, хватаясь за деревья, на столько резким он был. Затем нас ждала небольшая равнина. На ней внимательно всматриваемся в право и по камням и скальным обнажениям находим русло ручья Мащеного, здесь находится его исток, нам нужно "падать" в него. Не надейтесь найти ручей по звуку журчащей воды, Мащеный — это паводковый ручей и вода в нём появляется только во время дождей. Кстати, везде в Интернете название ручья пишется через букву "О", но на всех картах он пишется через букву "А", я решил писать так же, как и на картах.

Упав в ручей нам нужно было идти вниз по его руслу до пещеры Кошачьей. Идти примерно метров 600, оценить сложно из-за сильного, очень сильного бурелома. Когда узкое ущелье начнёт расширяться, а под ногами вместо бурелома появятся скальные обнажения то вы уже рядом с пещерой. Будьте внимательны, слева вы увидите небольшой пригорок со стоящим на нём большим одиноким деревом - идите к нему, за ним вас будет ждать изюминка этого маршрута - пещера Кошачья. Если вы увидели слева уходящее вверх ущелье с пересохшим водопадом, то вы прошли мимо. В таком случае возвращайтесь назад на 50 метров.

Пещера Кошачья представляет собой карстовую полость на склоне горы Щетка. По одной из версий происхождения названия, до того, как люди нашли эту пещеру, здесь жил лесной кот. Возможно даже, что это была рысь, эти звери водились здесь в большом количестве в середине XX века. С Кошачьей пещерой связано множество легенд и домыслов. Долгое время немногие путешественники и краеведы знали, как сюда добраться. Одна из главных особенностей пещеры - окаменевшие человеческие останки. На глинистом полу лежат кости, а в третьем зале человеческий череп, насквозь проросший сталактитом, что говорит о том, что лежит он здесь очень давно. Но будьте осторожны, пещера очень узкая, полный человек не пролезет.

Изучив пещеру и прикоснувшись к истории, мы продолжили наш путь, далее нас ждал спуск по пресловутому бурелому. Примерно через 800 метров мы спустились к водопаду Римская мостовая. Этот водопад тоже паводковый, как и ручей, несмотря на отсутствие воды место очень красивое.

Мы спустились с Римской мостовой и через 200 метров вышли к дороге, убитой лесовозами. На дороге мы пошли направо и через 500 метров вышли к стоянке у пещеры Большой Фанагорийской. На этом месте наша группа разделилась, наши двое попутчиков остались здесь ставить лагерь. А мы пошли смотреть Большую Фанагорийскую пещеру. К ней идёт маркированная хорошо протоптанная тропа, заблудиться невозможно. Пещера эта очень большая, но не такая красивая как Кошачья.

Изучив пещеру, мы пошли к Аюгским водопадам. От стоянки мы пошли в обратном направлении - на Восток. Через 4 км. хода дорога резко уходит налево, а по правой стороне находится очень большое место для стоянки и спуск к Аюгским водопадам, их там три. От большого Аюгского водопада нужно идти вниз по течению, последний третий водопад находится от первого примерно в 700 метрах вниз по течению.

Если встать перед Большим Аюгским водопадом и посмотреть на право, то можно увидеть Малую Фанагорийскую пещеру. Она очень узкая и её легко перепутать с расщелиной. Пещера не очень глубокая, через пару метров лаз становится очень узким, лезть дальше я не рискнул.

Насмотревшись на водопады и пещеру, мы начали ставить лагерь и готовиться ко сну.

День третий.

На третий день не было ничего интересного. Мы собрали лагерь и пошли в сторону с. Фанагорийское. Дальнейший путь проходил по убитой лесовозами дороге: слева был лес, а справа река. Путь долгий и не особо интересный, в конце было два брода. Примерно к трём часам дня мы вышли в с. Фанагорийское. Выйдя в село, мы первым делом пошли в магазин. Что можно сказать о магазине: маленький деревенский магазинчик, есть всё самое необходимое, разочаровало отсутствие сидра в ассортименте. Спустя полтора часа ожидания на остановке общественного транспорта мы уехали в город на рейсовом автобусе.

Вот ещё несколько фотографий с похода…

Недавние посты

Смотреть все

My Travel Blog

• iconfinder-social-media-web-network-logo

Подпишитесь и получайте последние новости!

В поход с рюкзаком в даль неведомую

© 2021 by On the Trail. Site inspired by travel...